Работа с информационными ресурсами. Практическая работа Информационные ресурсы общества

Работа с информационными ресурсами: поиск и извлечение информации

Выбор информационных ресурсов зависит от информационной потребности, конечной цели, которая ставится при поиске информации.

Информационные ресурсы можно анализировать на основе критериев:
назначение (цель) - развлечение, познание, учение;
информативность - полнота, количество конкретных фактов и сведений;
достоверность - наличие справочного аппарата, наличие примеров, ссылки на подтверждение фактов;
объем текста - краткий, подробный;
язык текста - образный, научный, разговорный;
способ подачи материала - стиль речи, оформление, характер иллюстраций.

Особенности различных типов и видов информационных ресурсов. Справочная литература


Справочная литература - это словари, справочники и энциклопедии.

Справочная литература содержит краткую и точную информацию о предметах и явлениях. Особенностью справочных изданий является алфавитное расположение сведений, краткость, сжатость изложения, строгость языка.


Словарь - это издание, содержащее собрание слов, систе¬матизированное в алфавитном, тематическом порядке или по другому признаку с пояснением, толкованием или переводом на другой язык.

Словари бывают филологические, энциклопедические, терминологические. Филологические словари предлагают сведения об ударении, написании, произношении, происхождении, толковании слов.

В орфографических словарях показано, как правильно писать то или иное слово. Слово «орфографический» образовано от греческих слов «орфос» - правильно и «граф» - пишу.

Толковые словари - объясняют происхождение слов. Толковый словарь отличается от орфографического тем, что в нем содержится краткое толкование значения каждого слова, приво¬дятся примеры употребления слова в речи.

Словарь иностранных слов включает те слова, которые пришли к нам из чужих языков. Словарь не только толкует значение того или иного слова, но и дает разные другие сведения об этом слове.

Этимологический словарь рассказывает о происхождении слов, их древнем значении.

В терминологических словарях заключены термины любой науки, включающие строго ограниченный комплекс сведений. К терминологическим словарям можно отнести энциклопедические словари.

Энциклопедические словари - научное справочное издание, представляющее собой систематизированный свод знаний в какой-либо области. Объектом описания энциклопедических словарей являются, главным образом, научные понятия, термины, исторические события, персоналии, географические реалии и т.п.

Пользоваться словарями очень легко. Все слова расположены в алфавитном порядке.

Энциклопедия означает «круг знаний». Это научное или научно-популярное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знаний. В них достаточно кратко излагаются сведения обо всем, что известно людям.

Энциклопедии бывают: отраслевые и универсальные. Можно отметить, что энциклопедии бывают большие - несколько десятков томов (БСЭ), малые (10-12 томов), краткие (3-4 тома).

Информация в энциклопедиях располагается по алфавиту или систематически.

Универсальная энциклопедия содержит наиболее существенную информацию по всем областям знания. Отраслевые (тематические) энциклопедии предлагают объяснение понятий, явлений, персоналий, связанных с одной наукой или темой.

Электронные словари, справочники, энциклопедии.

Сегодня стремительное распространение получают электронные ресурсы и документы. Что же это такое? Электронный документ - документ, в котором информация закодирована в специальной форме для использования ее с помощью компьютеров.

Особенностью электронных ресурсов является использование гипертекста, то есть такой формы организации текстового, графического материала, при которой его смысловые единицы представлены не в линейной последовательности, а как система возможных переходов между ними. Что это означает? Чем отличается гипертекст от обычного текста?

Обычный текст (такой, как в книжке) расположен в линейной последовательности, т.е. за первой страницей следует вторая, за второй третья и так далее.

Гипертекст имеет нелинейную (произвольную) структуру. Его можно листать не только подряд, а в произвольном порядке. Например, с первой страницы можно перейти сразу на любую другую - тридцать седьмую, пятьдесят девятую или самую последнюю, а оттуда можно вернуться на первую и т.д. Кроме того, в таком тексте могут быть гиперссылки, которые связывают различные понятия и позволяют найти связанную информацию быстро и сразу.

Чем удобны электронные ресурсы? Они предоставляют возможность сверхбыстрого поиска информации, поддержку аудио, видео и анимации, предлагают интерактивные функции.

Существуют электронные справочные издания, которые называются ресурсами локального доступа. Это мультимедийные диски (CD-ROM, DVD), основу которых составляет электронный текст, графика, видео и звук, связанные системой гиперссылок (переходов) и их можно использовать на одном компьютере.

Сегодня на мультимедийных дисках есть электронные словари, справочники, энциклопедии.

Электронные справочники - это совокупность материалов разнообразного формата (от схем и диаграмм до художественных фильмов).

Электронные энциклопедии - это электронные страницы с текстами и графическими изображениями классического энциклопедического характера.

Главное преимущество такой энциклопедии перед обычными бумажными формами – мощная система поиска информации, основанная на специальных программных алгоритмах поиска, электронные каталоги, функция поиска связанной информации, поддержка видео и анимации, и, безусловно, небольшой физический объем. 50 томов энциклопедии умещаются на одном диске.

К недостаткам можно отнести некоторый дискомфорт, который испытывает пользователь при чтении текстов с экрана монитора, и необходимость очень бережного обращения с дисками.

Ресурсы удаленного доступа (оn-line) - это те, которые можно найти в Интернете.
Например некоторые справочные ресурсы, такие как:
Рубрикон http://www.rubricon.com/
Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru


Либо электронные библиотеки, которые представляют собой распределенную информационную систему, позволяющую надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечногопользователя виде.

Например:
Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru
Библиотека Мошкова http://lib.ru
Научная электронная библиотека http://elibrary.ru

Информатика. Лабораторная работа «Работа с информационными и образовательными ресурсами»

Лабораторная работа

Тема: Работа с информационными и образовательными ресурсами

Цель работы: Познакомиться с основными информационными и образовательными ресурсами. Научиться использовать Интернет-ресурсы для оптимального поиска образовательной и специальной информации с учетом специфики поставленных задач.

Используемые программные средства: браузер Internet Explorer (или его аналог), поиско­вые серверы, MS Word.

знать

Информационные ресурсы общества представляют собой ресурсы, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство для общества, человека. Это ресурсы, несущие в себе информацию: книги, статьи, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, всевозможные БД и базы знаний, технические переводы, музейные коллекции, древние рукописи, археологические находки, произведения искусства, библиотечные фонды и архивы, кино-, фото-, аудиоматериалы, в том числе аудиокниги, и, конечно, материалы газет, журналов, телепередач, радиопрограмм и пр.

В отличие от всех других видов ресурсов (трудовых, энергетических, ископаемых и т.д.) информационные ресурсы тем быстрее растут, чем больше их расходуют. Отличительная черта и ценность основной массы информационных ресурсов - их доступность для простых пользователей. Каждый может стать пользователем этих ресурсов.

Конечно, к современным информационным ресурсам относят и те, которые хранятся в электронном виде.

Человечество стремится сохранить свои информационные ресурсы в цифровом виде, тогда их можно использовать с помощью компьютеров. Все виды информационных ресурсов как в материальном, так и в электронном виде можно назвать «долговременной памятью человечества».

В множестве информационных ресурсов значительное место занимают информационные образовательные ресурсы . К ним относятся учебные книги, словари, энциклопедии, атласы, карты, различные пособия и т.д.

Однако в связи с прогрессом в области компьютерной техники появились новые формы представления учебной информации. В книжных магазинах помимо традиционной учебной продукции широко представлены компьютерные программные средства , используемые в образовательном процессе, разнообразные учебные материалы на компакт-дисках , содержащих обучающие, контролирующие и демонстрационные программы практически по всем образовательным разделам; электронные книги, словари-переводчики, электронные энциклопедии , объем которых в сотни раз превышает бумажную энциклопедию, различные юридические справочники (БД) на дисках и в Интернете. Эти же ресурсы в Интернете позволяют воспользоваться информацией из них в онлайн-режиме , т. е. режиме прямого доступа.

В странах мира разрабатываются образовательные коллекции общедоступных цифровых образовательных ресурсов . Для удобства доступа к ним в России организован портал (вход) на все образовательные сайты через единое окно http://window.edu.ru на государственном образовательном портале www.edu.ru.

Особое место в информационных ресурсах в последние годы стали занимать электронные книги , отличительной чертой которых является использование технологии гиперссылок, позволяющих переходить I установленных местах электронного текста (ссылках) на различные фрагменты книги напрямую.

Электронные библиотеки в системе информационных образователь­ных ресурсов стали неотъемлемой частью жизни - это не только файлы на диске компьютера или материалы на компакт-дисках, но и материалы на библиотечных сайтах в Интернете.

Задание 1.

Используя сайт «Единое окно» - http://window.edu.ru/, составьте список ссылок на ресурсы www.fcior.edu.ru (разделы СПО), имеющих непосредственное отношение к подготовке по вашей будущей профессии (табл. 1).

Рисунок 1 – Сайт «Единое окно»

Таблица 1

Адреса Web-страниц

Заголовок сайта

Назначение или пояснение об их содержании

http://www.edu.ru/abitur/act.11/index.php

Специальности системы профессионального образования (СПО). Этот раздел поможет вам узнать из действующих стандартов СПО о требованиях к выпускникам по выбранной специальности, совокупности приобретённых в процессе обучения знаний, умений и навыков.

Задание 2.

Составьте таблицу ссылок на сайты библиотек региона (5 и более ссылок), в котором вы живете, используя Интернет. Параметры: название, расположение, официальный сайт или страница.

Задание 3.

Подберите коллекцию работ любимого художника (3 и более картин), используя электрон­ную экспозицию на сайте музея Третьяковской галереи (http://www.tretyakovgallery.ru/). Параметры: автор, название, год, материалы, собственник или место хранения.

Задание 4.

Осуществите перевод нескольких фраз в онлайн-режиме, используя сайт компьютер­ного переводчика Promt (http://www.promt.ru/).

Задание 5.

Найдите закон об образовании , используя портал российского образования www.edu.ru. Укажите ссылку на страницу с законом.

Результаты поиска отразите в отчете, созданном в текстовом редакторе MS Word под именем:
«Работа с информационными и образовательными ресурсами_группа_ФИО» .

Пришлите результат работы на электронный почтовый ящик преподавателя. При отправке сообщения в поле «Тема » укажите: тему лабораторной работы, свои группу и ФИО.

Модуль «Работа с информационными ресурсами: поиск и извлечение информации»

7-ой класс


Цели:
- расширение знаний об особенностях использования различных информационных ресурсов;
- углубление знаний о различных методах обработки информации;
- формирование умений и навыков поиска, оценки, обработки и использования информации;

Содержание:

Особенности использования информационных ресурсов на электронных носителях. Гипертекст. Электронные словари, справочники, энциклопедии. Достоинства и недостатки электронных носителей информации.
Информация на традиционных носителях. Основные виды изданий: периодические, непериодические. Основные типы литературы: учебная, справочная, научная, научно-популярная, художественная.
Справочная литература. Типы справочных изданий для учащихся. Энциклопедии универсальные и отраслевые. Справочный аппарат энциклопедий. Словари, их назначение, структура и принципы работы с ними.

Понятия:
научно-справочный аппарат книги, библиографические ссылки, библиографический список, гипертекст, электронные издания.

Умения и навыки:
- оценка, обработка и использование информационных ресурсов на различных носителях;
- использование справочных изданий;

Особенности различных типов и видов информационных ресурсов. Справочная литература

Задачи:

Научить идентифицировать информационные ресурсы;
- сформировать умения работы со справочными изданиями.

Оборудование:
словари, справочники, энциклопедии, журналы, художественная литература для выполнения заданий.

Форма организации занятий: лекция, практическое занятие, показ презентации .

Предварительная подготовка:
перед занятием библиотекарь подбирает максимально возможное количество информационных ресурсов для работы (печатных и электронных): справочные издания, научно-популярные издания, где можно найти необходимые данные.

Ход занятия

Слайд 2 . Обучающимся предлагается ответить на вопрос «Для чего нам нужна информация?» и вместе с ними выделяются цели использования информации: расширение кругозора; учебная деятельность - подготовка домашнего задания; приобретение новых знаний; приобретение навыков доступа к информации, развлечение (времяпрепровождение), отдых и др.

Слайд 3 . Особенности различных типов литературы.
Предлагается сравнить информацию в различных ресурсах и посмотреть, влияет ли цель и назначение информации на стиль её изложения.

(Обучающиеся получают различные информационные ресурсы - словари, энциклопедии, научно-познавательные издания, журналы, художественное произведение и одинаковое задание).

Главная цель - напомнить о том, что информация подается по-разному в различных типах информационных ресурсов. После анализа ответов делается вывод о том, что выбор информационных ресурсов зависит от информационной потребности, конечной цели, которая ставится при поиске информации.

Информационные ресурсы можно анализировать на основе критериев:
назначение (цель) - развлечение, познание, учение;
информативность - полнота, количество конкретных фактов и сведений;
достоверность - наличие справочного аппарата, наличие примеров, ссылки на подтверждение фактов;
объем текста - краткий, подробный;
язык текста - образный, научный, разговорный;
способ подачи материала - стиль речи, оформление, характер иллюстраций.

Слайд 4. Справочная литература.
Подробно рассматриваются различные типы литературы и переходят к разговору о справочной литературе.
Справочная литература - это словари, справочники и энциклопедии. Справочная литература содержит краткую и точную информацию о предметах и явлениях. Особенностью справочных изданий является алфавитное расположение сведений, краткость, сжатость изложения, строгость языка.

Слайд 5, 6. Словарь - это издание, содержащее собрание слов, систе¬матизированное в алфавитном, тематическом порядке или по другому признаку с пояснением, толкованием или переводом на другой язык.
Словари бывают филологические, энциклопедические, терминологические. Филологические словари предлагают сведения об ударении, написании, произношении, происхождении, толковании слов.
В орфографических словарях показано, как правильно писать то или иное слово. Слово «орфографический» образовано от греческих слов «орфос» - правильно и «граф» - пишу.
Толковые словари - объясняют происхождение слов. Толковый словарь отличается от орфографического тем, что в нем содержится краткое толкование значения каждого слова, приво¬дятся примеры употребления слова в речи.
Словарь иностранных слов включает те слова, которые пришли к нам из чужих языков. Словарь не только толкует значение того или иного слова, но и дает разные другие сведения об этом слове.
Этимологический словарь рассказывает о происхождении слов, их древнем значении.
В терминологических словарях заключены термины любой науки, включающие строго ограниченный комплекс сведений. К терминологическим словарям можно отнести энциклопедические словари.
Энциклопедические словари - научное справочное издание, представляющее собой систематизированный свод знаний в какой-либо области. Объектом описания энциклопедических словарей являются, главным образом, научные понятия, термины, исторические события, персоналии, географические реалии и т.п.
Пользоваться словарями очень легко. Все слова расположены в алфавитном порядке.

(Каждый обучающийся выбирает себе одно единственное слово. Он должен найти это слово в различных словарях, объяснить его правописание, значение, происхождение).


Слайд 7. Энциклопедия означает «круг знаний». Это научное или научно-популярное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знаний. В них достаточно кратко излагаются сведения обо всем, что известно людям.
Энциклопедии бывают: отраслевые и универсальные. Можно отметить, что энциклопедии бывают большие - несколько десятков томов (БСЭ), малые (10-12 томов), краткие (3-4 тома).
Информация в энциклопедиях располагается по алфавиту или систематически.

Слайд 8 . Универсальная энциклопедия содержит наиболее существенную информацию по всем областям знания. Отраслевые (тематические) энциклопедии предлагают объяснение понятий, явлений, персоналий, связанных с одной наукой или темой.

(Каждый обучающийся выбирает себе имя знаменитого человека. Он должен найти ответы на вопросы: «В какой стране этот человек родился?», «Когда родился?», «Почему стал знаменитым?», «Назовите два самых известных произведения (открытия и т.п.)». Вариантом задания может стать следующее: школьникам предлагается пойти к полкам со справочной литературой и составить список всех энциклопедий, которые есть в библиотеке).


Слайд 9. Электронные словари, справочники, энциклопедии.
Сегодня стремительное распространение получают электронные ресурсы и документы. Что же это такое? Электронный документ - документ, в котором информация закодирована в специальной форме для использования ее с помощью компьютеров.
Особенностью электронных ресурсов является использование гипертекста, то есть такой формы организации текстового, графического материала, при которой его смысловые единицы представлены не в линейной последовательности, а как система возможных переходов между ними. Что это означает? Чем отличается гипертекст от обычного текста?
Обычный текст (такой, как в книжке) расположен в линейной последовательности, т.е. за первой страницей следует вторая, за второй третья и так далее.
Гипертекст имеет нелинейную (произвольную) структуру. Его можно листать не только подряд, а в произвольном порядке. Например, с первой страницы можно перейти сразу на любую другую - тридцать седьмую, пятьдесят девятую или самую последнюю, а оттуда можно вернуться на первую и т.д. Кроме того, в таком тексте могут быть гиперссылки, которые связывают различные понятия и позволяют найти связанную информацию быстро и сразу.
Чем удобны электронные ресурсы? Они предоставляют возможность сверхбыстрого поиска информации, поддержку аудио, видео и анимации, предлагают интерактивные функции.

Слайд 10. Существуют электронные справочные издания, которые называются ресурсами локального доступа. Это мультимедийные диски (CD-ROM, DVD), основу которых составляет электронный текст, графика, видео и звук, связанные системой гиперссылок (переходов) и их можно использовать на одном компьютере. Сегодня на мультимедийных дисках есть электронные словари, справочники, энциклопедии.
Электронные справочники - это совокупность материалов разнообразного формата (от схем и диаграмм до художественных фильмов).
Электронные энциклопедии - это электронные страницы с текстами и графическими изображениями классического энциклопедического характера.

Слайд 11. Главное преимущество такой энциклопедии перед обычными бумажными формами – мощная система поиска информации, основанная на специальных программных алгоритмах поиска, электронные каталоги, функция поиска связанной информации, поддержка видео и анимации, и, безусловно, небольшой физический объем. 50 томов энциклопедии умещаются на одном диске.
К недостаткам можно отнести некоторый дискомфорт, который испытывает пользователь при чтении текстов с экрана мо¬нитора, и необходимость очень бережного обращения с дисками.

Слайд 12. Ресурсы удаленного доступа (оn-line) - это те, которые можно найти в Интернете.
Показать некоторые справочные ресурсы, которые можно найти в Интернете, например:
Рубрикон http://www.rubricon.com/
Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru

(Библиотекарь демонстрирует алгоритм поиска информации в справочных ресурсах, комментируя каждый шаг. Каждый обучающийся должен найти в электронных справочных ресурсах «свое» слово и ответить на вопрос: есть ли какие-то отличия между поиском в бумажных и электронных ресурсах)


После работы над заданием выделяются достоинства и недостатки электронных справочных ресурсов удаленного доступа.
Достоинства: быстрый доступ, возможность работать с материалами на своем компьютере.
Недостатки: дискомфорт, который испытывает пользователь при чтении текстов с экрана монитора; уязвимость электронных носителей информации; определенная нестабильность Интернет-ресурсов - сегодня ресурс есть, завтра он исчез.

(В качестве закрепления материала предлагается задание - найти ответы по интересующим обучающихся вопросам, используя справочную литературу (печатную и электронную). После выполнения задания озвучить: каким ресурсом они пользовались. Работа над заданием может быть как индивидуальной, так и парной).

Практическая работа №1. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением.
Цель работы: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью, овладеть методами работы с программным обеспечением.

Теоретическая часть

Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики.
Информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.
ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.
Понятие ресурс определяется в словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.
Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.
Для классификации информационных ресурсов используют следующие их наиболее важные параметры:
тематика хранящейся в них информации;
форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;
принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,- архивной, научно-технической;
источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;
назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;
форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
вид носителя
информации – бумажный, электронный.

Под образовательными информационными ресурсами понимают текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.
При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Субъекты информационной деятельности классифицируются следующим образом:
субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы - преподаватель, студент);
субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);
субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);
субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).

К образовательным электронным ресурсам относят:
учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),
учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),
научно-методические (диссертации, кандидатские работы),
дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),
системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),
электронные полнотекстовые библиотеки;
электронные периодические издания сферы образования;
электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,
электронные архивы выпусков.
Практическая часть

Задание 1. Приведите примеры:
1) достоверной, но необъективной информации;
2) объективной, но недостоверной информации;
3) полной, достоверной, но бесполезной информации;
4) неактуальной информации;
5) актуальной, но непонятной информации.

Задание 2. Пользуясь любыми поисковыми системами, дополните таблицу найденными Интернет-ресурсами в соответствии с Вашими профессиональными интересами.
Тип Интернет-ресурса Вид Интернет-ресурса Примеры Интернет-ресурсов
Учебные материалы 1.1. Учебник, учебное пособие 1.2. Электронный учебный курс 1.3. Текст лекций 1.4. Лабораторный практикум 1.5. Задачник 1.6. Тест, контрольные вопросы Справочные материалы 3.1.Энциклопедия 3.2. Словарь 3.3.Справочник 3.4. База данных 3.5. Геоинформационная/картографическая система Задание 3. С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:
1) Что такое WWW?
2) Кто разработчик первого компьютера?
3) Когда отмечают Всемирный день информации?
4) Кто такой К.Э.Циалковский? Годы его жизни. Место работы.
5) Дата первых Олимпийских игр.
6) Микенская культура
7) Когда была Троянская война?
Задание 4.
Запишите ответы на вопросы:
1)Что такое информационные ресурсы?
2)Что такое образовательные информационные ресурсы?
3) Что относится к образовательным информационным ресурсам?
Задание 5.
Работа с тестовой программой MY TEST


Приложенные файлы

Лабораторная работа

Цель работы: Познакомиться с основными информационными и образовательными ресурсами. Научиться использовать Интернет-ресурсы для оптимального поиска образовательной и специальной информации с учетом специфики поставленных задач.

Используемые программные средства: браузер Internet Explorer (или его аналог), поиско­вые серверы, MS Word.

знать

Информационные ресурсы общества представляют собой ресурсы, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство для общества, человека. Это ресурсы, несущие в себе информацию: книги, статьи, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, всевозможные БД и базы знаний, технические переводы, музейные коллекции, древние рукописи, археологические находки, произведения искусства, библиотечные фонды и архивы, кино-, фото-, аудиоматериалы, в том числе аудиокниги, и, конечно, материалы газет, журналов, телепередач, радиопрограмм и пр.

В отличие от всех других видов ресурсов (трудовых, энергетических, ископаемых и т.д.) информационные ресурсы тем быстрее растут, чем больше их расходуют. Отличительная черта и ценность основной массы информационных ресурсов - их доступность для простых пользователей. Каждый может стать пользователем этих ресурсов.

Конечно, к современным информационным ресурсам относят и те, которые хранятся в электронном виде.

Человечество стремится сохранить свои информационные ресурсы в цифровом виде, тогда их можно использовать с помощью компьютеров. Все виды информационных ресурсов как в материальном, так и в электронном виде можно назвать «долговременной памятью человечества».

В множестве информационных ресурсов значительное место занимают информационные образовательные ресурсы . К ним относятся учебные книги, словари, энциклопедии, атласы, карты, различные пособия и т.д.

Однако в связи с прогрессом в области компьютерной техники появились новые формы представления учебной информации. В книжных магазинах помимо традиционной учебной продукции широко представлены компьютерные программные средства , используемые в образовательном процессе, разнообразные учебные материалы на компакт-дисках , содержащих обучающие, контролирующие и демонстрационные программы практически по всем образовательным разделам; электронные книги, словари-переводчики, электронные энциклопедии , объем которых в сотни раз превышает бумажную энциклопедию, различные юридические справочники (БД) на дисках и в Интернете. Эти же ресурсы в Интернете позволяют воспользоваться информацией из них в онлайн-режиме , т. е. режиме прямого доступа.

В странах мира разрабатываются образовательные коллекции общедоступных цифровых образовательных ресурсов . Для удобства доступа к ним в России организован портал (вход) на все образовательные сайты через единое окно http://window.edu.ru на государственном образовательном портале www.edu.ru.

Особое место в информационных ресурсах в последние годы стали занимать электронные книги , отличительной чертой которых является использование технологии гиперссылок, позволяющих переходить I установленных местах электронного текста (ссылках) на различные фрагменты книги напрямую.

Электронные библиотеки в системе информационных образователь­ных ресурсов стали неотъемлемой частью жизни - это не только файлы на диске компьютера или материалы на компакт-дисках, но и материалы на библиотечных сайтах в Интернете.

Задание 1.

Используя сайт «Единое окно» - http://window.edu.ru/, составьте список ссылок на ресурсы www.fcior.edu.ru (разделы СПО), имеющих непосредственное отношение к подготовке по вашей будущей профессии (табл. 1).

Рисунок 1 – Сайт «Единое окно»

Таблица 1

Задание 2.

Составьте таблицу ссылок на сайты библиотек региона (5 и более ссылок), в котором вы живете, используя Интернет. Параметры: название, расположение, официальный сайт или страница.

Задание 3.

Подберите коллекцию работ любимого художника (3 и более картин), используя электрон­ную экспозицию на сайте музея Третьяковской галереи (http://www.tretyakovgallery.ru/). Параметры: автор, название, год, материалы, собственник или место хранения.

Задание 4.

Осуществите перевод нескольких фраз в онлайн-режиме, используя сайт компьютер­ного переводчика Promt (http://www.promt.ru/).

Похожие публикации