Обучение в ит сфере. «Я б в айтишники пошел!…» Куда пойти учиться, будущему IT специалисту? Уроки Python от Google

Карьеру программиста можно начать и без высшего образования, но есть нюансы. В сфере разработки уже давно появилось «классовое деление»: есть крутые «программисты-ученые» и «программисты-инженеры», а также рядовые «программисты-работяги».

Здесь уже все как на обычных производствах: высокие инженерные или исследовательские должности без высшего образования недостижимы. А начать карьеру простого разработчика (и в процессе «дорасти» до сильного спеца) можно сразу после школы или колледжа.

А вот стартануть в data science без профильного образования будет сложнее. Нужно знать предметную область, а она по сложности соответствует высшему образованию.

В зависимости от задачи я работаю с разными программистами. Есть и наши выпускники, у которых нет профильного технического образования. Они занимаются веб-интерфейсами. А есть и серьезные специалисты с профильным образованием, они разрабатывают инфраструктуру интерактивных курсов.

В нашей команде много программистов-самоучек. У нас даже есть дочерняя компания «Лига А», в которой коммерческие заказы выполняют только наши выпускники. Они самоучки с той точки зрения, что проходили только онлайн-курсы, а не получали профильное вузовское образование.

Кроме того, программисту для успешной работы необходимо системное мышление и внимательность. И желание разобраться в задаче перед тем, как начать писать код.

Идеально, если разработчик всегда горит желанием узнать, зачем он решает конкретную задачу, что она даст пользователям и его компании.

Дмитрий Уткин, техлид направления Machine Learning, группа компаний Neti

Программирование очень разнообразно. Веб-разработка требует одних навыков, построение интегрированных корпоративных систем – других, создание нейросетей и моделей машинного обучения – третьих. Объединяет разные отрасли системный подход, тщательность в выборе данных и алгоритмов, скрупулезность тестирования и умение поставить себя на роль пользователя.

Чтобы попасть к нам на работу, соискатель должен продемонстрировать системность мышления, хорошие знания синтаксиса языка программирования и понимание, какие именно задачи решаются в процессе работы.

Будет нелишним знать лучшие практики отрасли – сейчас их часто преподают на продвинутых курсах и в вузах. Еще я бы порекомендовал почитать Макконела, Мартина, Фаулера, «Банду Четырех».

И, кстати, можно пройти открытые курсы от ведущих мировых вузов – MIT, например. Много интересного можно найти на Coursera.

Высоко ценится знание английского языка – почти все новые фреймворки и технологии описаны именно на английском, а это значит, что у вас будет преимущество в год или два перед теми, кто ждет перевода документации на русский.

И, конечно, важна способность постоянно учиться. В разных областях программирования знания устаревают за два-три года. Так что необходимо постоянно учиться и переучиваться.

Евгений Лопатин, директор департамента разработки «Инфосистемы Джет»

Конечно, я бы рекомендовал будущим программистам не пренебрегать высшим техническим образованием. Оно играет важную роль в карьере разработчика. Но есть и другая сторона - качество образования. И здесь не всегда отсутствие диплома магистра играет фатальную роль.

Многие начинают свой путь в разработке еще со школьной скамьи: изучают профильную литературу, участвуют в сообществах, развиваются самостоятельно. Образование или самообразование просто необходимы - одних курсов недостаточно.

Важнейшее качество разработчика - уметь и хотеть учиться. Любые знания в конкретной области - это лишь базис для последующего совершенствования. Тот, кто остановился в развитии, очень быстро теряет ценность.

Поэтому мы в компании уделяем огромное внимание развитию сотрудника: семинары, индивидуальные планы развития, курсы, мастер-классы - это помимо непосредственного участия в проектах по заказной разработке.

Сама по себе практика и наличие сильных экспертов в окружении способны частично компенсировать отсутствие профильного образования и вывести начинающего программиста на новый уровень.

При найме сотрудника мы смотрим на перспективы роста и мотивацию. Разумеется, берем на работу и программистов-самоучек, но, как правило, потолок развития у таких кандидатов ниже, а темпы роста компетенций не такие быстрые. В любом случае пробелы системного образования нужно будет восполнять. Но сегодня востребованность такого специалиста, безусловно, гарантирована.

Денис Коровкин, генеральный директор WebProfy (Kokoc Group)

При приеме на работу программисту важнее показать работодателю классный код, а не сертификаты и дипломы. Высшее образование здесь, скорее, небольшой плюс, чем необходимость. Нужно, чтобы голова у человека хорошо работала. Иногда высшее образование этому способствует, иногда нет. В вузах, как правило, не готовят специалистов, которые нужны на рынке.

В работе я отдаю предпочтение ребятам сообразительным и любознательным, независимо от пола, возраста, вероисповедания и высшего образования. Гораздо важнее внимательность, обучаемость, пунктуальность, критическое мышление. Умение правильно «гуглить», кстати, тоже пригодится.

Кроме перечисленных качеств программисту не обойтись без умения концентрироваться, самодисциплины и самокритики. Очень важен навык чтения, в том числе, на английском языке, и навык отладки.

Это то, чем программист занимается 80% своего времени - ищет причину, по которой код не работает так, как хочется. Что поразительно, очень большое количество программистов не умеет этого делать и тратит время работодателя на перебор вариантов и метод тыка.

С точки зрения обучения, мне нравится Британская высшая школа дизайна. Среди профильных ресурсов можно обратить внимание на Udemy, у них большая база англоязычных курсов. Слышал много хороших отзывов о Школе разработки интерфейсов от «Яндекса». Есть курсы, которые у всех на слуху, вроде HTML Academy или GeekBrains, но это больше заслуга маркетинга.

Вообще тема «опыта работы» кажется мне более актуальной, чем профильное образование.

Практический опыт - лучшее обучение. Чем больше шишек набито, чем больше решений найдено, тем эффективнее человек будет работать.

После вуза или Codecademy новоиспеченных программистов нужно еще от трех до шести месяцев готовить к настоящим задачам. Я завидую студиям, у которых есть своя «песочница» для обучения новичков. Сами мы предпочитаем брать людей с уже существующим опытом - так они встраиваются в процесс уже за пару месяцев, а иногда и быстрее.

Евгений Салтыков, руководитель проектов департамента корпоративных систем ЛАНИТ

Высшее образование является фундаментом для дальнейшего развития программиста. В вузе он получит навыки, которые помогут ему самообучаться в дальнейшем. Наличие высшего образования показывает умение достигать долгосрочных целей. А вкупе с дипломом именитого вуза это говорит о базовой дисциплине и умении работать в команде.

Мы не отдаем предпочтения выпускникам конкретных вузов, но складывается статистика в пользу МГТУ им. Баумана, МФТИ и МАИ (факультетов математики и информатики).

При отборе специалистов мы больше смотрим на опыт. Программисты нужны разные, каждый из кандидатов может найти свое место в команде. Но, прежде всего, программист – это человек с аналитическим системным мышлением, обладающий навыками алгоритмизации процессов и задач.

Что касается вопроса, где получить профильное образование, то я рекомендую вузы, указанные мной ранее, а также популярные у молодежи МИФИ, МИРЭА, МИСИС.

Андрей Коваленко, сооснователь и CTO Voximplant

Профильное образование, на мой взгляд, нужно. В вузах не учат программированию как таковому, а дают лишь базовые алгоритмы. Тем не менее высшее образование говорит о наличии у человека дисциплины и фундаментальной базы знаний для дальнейшего развития.

При приеме на работу этот пункт резюме не критичен, и мы можем взять хорошего специалиста без профильного образования. Однако в случае выбора между двумя кандидатами предпочтение будет отдано разработчику с дипломом.

Так куда пойти учиться? Есть топ технических вузов страны, тут я ничего нового не скажу. Это МГТУ имени Баумана, Университет связи, МИСиС, МАИ, МЭИ и МИФИ. Также к этому списку относят мехмат МГУ, хотя он больше заточен под фундаментальную науку.

На курсах зачастую дают очень поверхностные знания, и то, что человек прошел какой-то курс, не говорит о его профессионализме в этой области. Всегда нужно заниматься самообразованием.

Могу дать совет выбирать курсы с несколькими уровнями погружения в тему, чтобы получить максимальный объем знаний, не останавливаясь на базе. Однако ни одни курсы не имеют смысла без практического опыта. Я закончил технический вуз, и все знания, которыми я обладаю, получил в процессе работы. Все зависит от усилий самого разработчика.

Однако образование - это еще не все. Для программиста важна усидчивость и внимательность.

Конечно, программирование - это творческая профессия, но творческих задач в ней 15%, а остальное - типовые процессы, требующие аккуратного выполнения.

Также обязательна способность быстро усваивать новое: сейчас технологии появляются с такой скоростью, что книги устаревают еще до выхода в печать, поэтому умение быстро разбираться в новинках необходимо любому IT-специалисту.

Константин Ян, сооснователь, технический директор платежного сервиса CloudPayments

Прохождения курсов может быть достаточно, если говорить о позиции стажера или разработчика в стартап. Потому что для работы на начальном уровне достаточно теоретической подготовки и базовых знаний.

К тому же в стартапах не всегда есть возможность платить высокую зарплату, зато присутствует свобода принятия решений и больше простора для получения практического опыта.

Высшее образование понадобится для того, чтобы расти в профессиональном смысле дальше.

Фундаментальное образование помогает лучше понимать процессы разработки и принимать решения. Программисту нужен один основной навык: умение разбираться в процессах, раскладывать их на элементарные шаги и алгоритмы. Кроме того, ценится умение быть настойчивым и не сдаваться перед задачами, которые кажутся невыполнимыми. Второе - как раз то, что воспитывает высшая школа.

Мы отдаем предпочтение специалистам с высшим образованием, но это не будет весомым фактором при принятии решения о найме. Мы с удовольствием пригласим на работу и программиста-самоучку, который имеет необходимый уровень опыта для решения наших задач.

Вадим Мельников, технический директор сервиса путешествий «Туту.ру»

Не буду категорично утверждать, что без высшего образования никак нельзя устроиться программистом и успешно работать. Но все же закончить вуз крайне желательно, причем именно технический. Я рекомендую идти учиться в МГУ им. М. В. Ломоносова, МФТИ, Бауманку, НГУ, СПбГУ.

Есть, конечно, еще достойные вузы. Но это мой топ, и большинство наших сотрудников - из перечисленных вузов. Без такой базы сложно скреативить что-то новое. Высшее образование требует от четырех до шести лет обучения, и это более системный подход. Курсов такой продолжительности не бывает.

Программисты пишут не только игры или приложения для статистики тренировок, но и алгоритмы для управления системами курсовой устойчивости на машинах или теми же кардиостимуляторами. Поэтому одних курсов по программированию, на мой взгляд, недостаточно.

Но есть и другая ситуация. Представим, у нас есть разработчик с 10-летним опытом, но он не учился в техническом вузе. Возьму ли я его на работу? Да не вопрос!

Решение в пользу «брать» или «не брать» основывается на множестве параметров. Недостаточно просто прийти и принести диплом. Диплом - это не гарантия трудоустройства.

При отборе кандидатов, безусловно, мы смотрим на баланс hard-скиллов и soft-скиллов. При этом hard-скиллы можно прокачать, хоть это потребует времени и денег.

Если поразмышлять по этому поводу, то у программиста должен быть аналитический склад ума. Зачастую приходится принимать решения в условиях неполной информации, обобщать, делать допущения.

Обязательна любознательность и желание узнавать что-то новое в нашей постоянно меняющейся отрасли, изучать причинно-следственные связи.

Еще важно понимание, что программирование - это инструмент для решения пользовательских задач.

А вот с soft-скиллами сложнее, они практически не прокачиваются. Это работа в команде, эмпатия, коммуникация, способность слышать и давать обратную связь, ориентация на клиента, позитивное отношение к жизни. Эмоциональный интеллект должен присутствовать обязательно.

Сергей Шаров, CEO и сооснователь в ASOdesk.com

Мы с партнером по бизнесу закончили московский Физтех, факультет инноваций и высоких технологий. Кроме того, однозначно можем рекомендовать Университет ИТМО - кузницу победителей международных олимпиад, ВМК МГУ, НГУ, МГТУ им. Баумана, ВШЭ.

Для более детального изучения можно посмотреть мировые и локальные рейтинги, например, Times Higher Education по предмету «Computer Science» - особенно это актуально тем, кто ищет образование за рубежом.

Конкретные курсы я не смогу посоветовать, но, по мнению нашего CTO, все слишком зависит от направления и начального уровня программирования. Можно посмотреть то, что на слуху - Coursera, Code Academy, GeekBrains от Mail.ru и курсы от «Академии Яндекса».

Но, если честно, я не помню, когда в последний раз смотрел в чей-то диплом при трудоустройстве к нам в компанию. У нас, помимо отсева кандидатов по необходимому технологическому стеку, существует два этапа собеседования.

Первый - оценка уровня необходимых знаний и умений в формате короткого тестирования. Второй - оценка личных целей и качеств человека для работы именно в нашей команде.

Мы проверяем, насколько он заинтересован в долгосрочной работе, нацелен ли на результат, и смотрим на его уровень ответственности и самостоятельности. Нам важен непосредственный опыт соискателя, его качества и мотивация к развитию, нежели «корочка», где написано, что человек - возможно - умеет.

В то же время мы отказывали кандидатам с непонятными для нас целями - не было уверенности, что человек проработает на одном месте больше года. Опять же, диплом или пройденные курсы не были аргументами в таких ситуациях.

Анна Айрапетова, глава разработки p2b-платформы Penenza.ru

На мой взгляд, курсов недостаточно, но неоконченное техническое высшее (с третьего курса) подойдет. В моей команде был разработчик, у которого было техническое образование (техникум). Он был «владельцем» самостоятельного отчуждаемого модуля. Это, скорее, исключение из правил, но в то же время и показатель того, что важно не высшее образование, а технический склад ума.

Есть, на мой взгляд, и актуальные направления. Одно из них - дата-сайентисты. Потому что искусственный интеллект все больше привлекается для решения повседневных задач в разработке. Поэтому сейчас это самые секси-специалисты на IT-рынке.

У меня есть, помимо образования, и общие рекомендации ко всем разработчикам.

33% успеха - это профессиональные навыки, то есть знание технологий и языков программирования. Сейчас очень многие смотрят в сторону open source-технологий, поэтому востребованы специалисты, пишущие на Python, GoLang, Java и имеющие опыт работы с базами данных Postgres, MongoDB, Redis, интерфейсами обмена данными KAFKA.

Вторая треть - личностные качества. Дотошность, ответственность, вдумчивость, креативность, любознательность и интерес к новым технологиям. И да, коммуникабельность тоже важна, хотя и принято считать, что все разработчики интроверты.

И, конечно, опыт!

Евгений Кот, Frontend Team Lead, Wrike

Если говорить про Санкт-Петербург, то сильными вузами считаются ИТМО, Политех, ЛЭТИ. Про курсы сказать труднее, их сейчас немало. Что касается фронтенд и экспертных сообществ, рекомендую сходить на несколько локальных митапов.

Там можно познакомиться с экспертами и научиться многим вещам. Например, NodeSchool, PiterJS, PiterCSS, Spb-Frontend, а также наши регулярные митапы Wrike Tech Club.

Но есть две стороны монеты: с одной стороны, образование как «корочка» без практических знаний абсолютно бесполезно. Кандидат, который ничему не научился ни в вузе, ни на курсах, вряд ли сможет принести пользу команде и компании. Но, безусловно, можно быть программистом и без какого-либо образования.

Главное, чтобы было желание, причем достаточно сильное. Программирование - это не та специальность, которую можно освоить за неделю-другую.

Однако в интернете представлены огромные базы материалов по всем предметам (например, та же Coursera) и зачастую их можно найти бесплатно. И вместо того чтобы тратить пять лет на изучение не совсем профильных предметов (я с ужасом вспоминаю философию и ОБЖ), можно концентрированно получать именно те знания, которые точно пригодятся на практике.

Во Wrike мы, прежде всего, смотрим на навыки и самого кандидата, а не на то, что именно он закончил.

Давно уже не существует такого понятия, как просто «айтишники», которые умели бы делать все на свете. Они остались вместе со свитерами, дискетами и ZX-Spectrum где-то в далеком прошлом.

Сейчас есть разные типы программистов, которые делятся по направлению деятельности. Есть бэкенд, есть фронтенд. Есть мобильная разработка, но есть и те, кто работает с железяками. Везде разные требования.

Если у фронтенда идет упор на визуальную составляющую (User Experience), то, например, у бэкенд-разработчика задачи лежат совершенно в другой плоскости. Но если попробовать составить портрет среднего программиста, то он обладет этими качествами:

  • Способность быстро усваивать информацию и развиваться профессионально. В нашей отрасли нельзя один раз что-то запомнить и потом пользоваться полученными знаниями до скончания века. Моргнешь, и все. То, что ты когда-то знал и умел, уже становится неактуально.
  • Способность строить сложные системы и просчитывать последствия решений на много шагов вперед. Это как со строительством дома: если фундамент плохой, то чердак не устоит. Но в отличие от дома программисту приходится учитывать тот факт, что заказчик может захотеть маленький гараж, причем в сжатые сроки. А потом передумать и решить, что все же хочет шикарный особняк. Если ты делаешь какой-то программный продукт, то приходится просчитывать план действий на месяц, полгода и год вперед.
  • Усидчивость. Для того чтобы усвоить много информации или придумать что-то непростое, приходится подолгу сидеть на одном месте и медитировать над клавиатурой и монитором. Я бы вообще сказал, что программисту полезно уметь мечтать. Как писатель думает: «На герое была коричневая потертая шляпа», а затем рождается целая история. Программист из одного предложения бизнеса должен развернуть целый мир. Хотя порой все сводится к шляпе.
  • Интерес к своему делу. Профессия у нас творческая, из-под палки много не накодишь. Ну, то есть можно, конечно, но разве это жизнь...
  • Позитивное отношение. Это совет не только к программистам, но к профессии в целом. О нас ходят разные легенды, что программисты, мол, асоциальны и угрюмы. Это не так, будьте веселее!

Артем Кротов, cтарший архитектор приложений в «Райффайзенбанке»


Для того чтобы стать программистом начального уровня, оканчивать вуз необязательно - достаточно выучить один или несколько языков программирования.

Большое количество базовых курсов можно найти на «ИНТУИТ», Coursera, GeekBrains, курсы разного уровня есть в HackerU, которые предлагают также последующее трудоустройство.

Однако тем, кто хочет стать по-настоящему первоклассным инженером, отсутствие базы - высшего технического образования - как раз может помешать. Конечно, вузовские программы подготовки инженеров не нацелены на получение передовых знаний и опыта в разработке ПО, но от академического образования этого и не требуется.

Его цель – дать фундаментальные знания и научить быстро анализировать большие объемы информации. Это расширяет кругозор и помогает смотреть на задачи комплексно, видеть проблемы в разных плоскостях.

Важно понимать, что диплом выпускника не гарантирует успех.

При поиске наших будущих коллег мы в первую очередь ценим не «корочки», а непосредственно накопленный опыт, выполненные проекты и желание применить имеющиеся знания для развития в новых областях.

Здесь, кроме профессиональных характеристик, обретают важность так называемые soft-skills: общительность, презентационные навыки, эмпатия. Сегодня программист не работает в одиночку - в компаниях разработка обычно ведется в командах, и результат во многом зависит от слаженности их работы.

Поэтому кроме «типичных» для инженера навыков, таких как аналитическое и системное мышление, усидчивость, программисту в 2019-м еще требуются хорошие коммуникативные навыки.

Они также пригодятся для обмена опытом на митапах или конференциях и для обсуждения сценариев использования ПО с пользователями.

Чаще всего разработчики ПО обладают чертами интроверта, и это им помогает сконцентрироваться на решении сложных задач. Но это же мешает устанавливать новые профессиональные контакты и проявлять активность в сообществах. Студенту преодолеть этот барьер поможет участие в различных мероприятиях в качестве волонтера или организатора.

Инга Герасименко, HR-директор «БАРС Груп»

Одной из самых востребованных на сегодняшний день является профессия программиста. Нехватка специалистов в этой области настолько высока, что даже человек, не обладающий достаточным опытом работы, может легко найти себе место.

Мы не всегда набираем программистов именно с высшим образованием. Основная причина в том, что сейчас в вузах на факультетах программирования образование практически ничего не дает. Оно предлагает лишь базу и понимание того, как это вообще работает.

Но это не повод не идти в вуз. В Казани можно пойти учиться в КФУ, КХТИ хорошо готовит аналитиков, программистов - слабовато, но тем не менее. И еще не стоит упускать из внимания Техникум связи. Отличное заведение, для того чтобы прокачаться в современных языках программирования.

Поэтому, в любом случае, нужно подрабатывать, начиная со второго курса. Можно устроиться на полставки или работать стажером. Это обеспечит хороший бэкграунд к выпуску. Кроме того, необходимо развиваться самостоятельно. Есть хорошие онлайн-курсы, например: JavaRush, Otus, Ulearn.me, «ИНТУИТ», Microsoft Virtual Academy.

Пройдя их, можно получить знания в современных языковых программах, но это снова будет база. Желательно искать именно практическое применение: выполнять задачи на freelance-сайтах, а также работать с модулями.

Как ни странно, важно хорошо знать выбранный язык и начинать расширять свою базу по другим языкам.

Допустим, если это back-язык программирования, то к нему обязательно нужно изучать JavaScript. Кроме того, необходимо знать базы данных, иметь навыки в аналитике.

Кстати, не стоит пренебрежительно относиться к стажировкам в вузе. Мы с удовольствием набираем стажеров, давая возможность поработать на серьезных проектах и получить бесценный опыт.

Юрий Минкин, руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies

Диплом о высшем образовании сегодня все еще важен. И чем более значим университет, который окончил тот или иной кандидат на программистскую должность, тем выше его шансы при прочих равных условиях. Скорее, отсутствие диплома будет для нас определенным индикатором.

Конечно, есть самородки, не имеющие высшего образования, которые прекрасно владеют навыками своей профессии. Но в Cognitive Technologies не было опыта, чтобы такие ребята стали team leaders, руководителями или архитекторами проекта.

Как правило, это люди, развитые довольно однобоко, у которых нет комплексного подхода к решению задач и системного мышления. Такому человеку нужно крайне ярко блеснуть на собеседовании, чтобы на него обратили внимание.

Я убежден, что для работы на позиции программиста необходима хорошая математическая подготовка и наличие фундаментальных знаний в области естественных наук, ИТ.

Знание английского приветствуется, как и знание других европейских и азиатских языков.

Мы тесно работаем с китайскими и японскими компаниями. Знание этих языков существенно повышает шансы кандидата, особенно если он претендует на позиции, подразумевающие общение с заказчиком.

Как показывает практика, в наибольшей степени наши ожидания как работодателя, оправдывают выпускники МГУ, МФТИ, НИТУ МИСиС, МИФИ, Бауманки, а также ИТМО и СПбТУ.

IT-специалист – одна из самых востребованных профессий нашего времени. Что нужно знать и уметь, чтобы овладеть такой профессией? Где можно получить эту профессию? С какими "неудобствами" сталкиваются ИТ-специалисты? Давайте попробуем в этом разобраться.

В двадцать первом веке информация решает все, и уже, практически, ни одна отрасль не работает без использования информационных технологий. Отсюда постоянно возникает высокий спрос, как на разработку и внедрение специальных программ для работающих и вновь открывающихся предприятий, так и на специалистов в этой области.

Именно поэтому IT-специалист - одна из самых востребованных профессий нашего времени. Что нужно знать и уметь, чтобы овладеть такой профессией? Где можно получить эту профессию? С какими "неудобствами" сталкиваются ИТ-специалисты ? Давайте попробуем в этом разобраться.

Кто такой IT-специалист?

К разработке информационных технологий ученые приступили еще в середине двадцатого века, когда возникла потребность в автоматизации обработки, систематизации и хранении информации, поскольку классические источники (библиотека, периодические издания) уже не справлялись с этой задачей в полной мере.

Кстати, в настоящее время библиотечное дело тоже не обходится без использования технического обеспечения: расширяется сеть электронных библиотек, древние рукописи и архивы заносятся в электронные картотеки и дублируются в цифровом варианте. Это делает редкие издания более доступными для широких масс, в то время как доступ к оригинальным источникам по-прежнему остается очень ограниченным.


Первые ЭВМ (электронно-вычислительные машины), появившиеся в конце шестидесятых годов прошлого века, уже канули в прошлое. Эта техника записывала информацию на перфоленты, длинные полосы бумаги с точечным рисунком. Но такую информацию тоже необходимо было как-то хранить. С начала 60-х годов человечество начало активно использовать магнитные записи, сотовую связь, а к концу 90-х годов появились жесткие диски, записывающие информацию на языке цифр. Для обработки информации потребовались люди, умеющие создавать команды (программы) для машин, а также специалисты, создающие искусственный интеллект.

Так появилось целое семейство профессий, которые объединены одним названием : программист, системный аналитик, системный архитектор, специалист по системному администрированию, специалист по информационным системам, специалист по защите информации, оператор ПК, менеджер информационных технологий, администратор баз данных, Web-мастер и т.д.

Сегодня информационные технологии широко используются для коммуникации, в сфере управления, банковском деле, на их основе разрабатываются и внедряются образовательные программы, георазведка и добыча ресурсов, высокие технологии необходимы в современной промышленности, медицине, обеспечении безопасности. Сферы применения информационных технологий в самых разных отраслях постепенно расширяются, и это прямо указывает на постоянную и увеличивающуюся потребность в услугах IT-специалистов, а значит можно смело говорить, что это профессия будущего .

Какими личностными качествами должен обладать IT-специалист?

Чтобы стать востребованным IT-специалистом, необходимо иметь, прежде всего, высокий базовый уровень подготовки по таким дисциплинам как математика и английский язык. Такое требование обусловлено тем, что все компьютерные программы записаны на языке цифр, при этом для их создания используется международный язык, английский.


Также будущий IT-специалист должен:

  • обладать хорошей памятью;
  • уметь находить логическую взаимосвязь;
  • проявлять нестандартные подходы к решению различных задач;
  • быть усидчивым и внимательным;
  • иметь склонность к самоорганизации;
  • уметь работать в команде;
  • проявлять инициативу.

Подчеркнем, что перечисленные требования - это только "программа "Минимум".

Чтобы реализовать себя в одном из профильных направлений информационных технологий , нередко требуются и определенные творческие способности: художественный вкус, способности к творчеству, увлеченность той сферой деятельности, для которой разрабатывается программа.

Преимущества профессии IT-специалист

Считается, что у каждой работы должно быть, как минимум, три преимущества, которые и являются стимулом для того, чтобы заняться ею. Профессия IT-специалист имеет такие преимущества:

  • Каждый человек стремится идти в ногу со временем, занимаясь саморазвитием, повышением образования, расширением кругозора. Но для этого, чаще всего, требуется специально выделять свободное от работы время. IT-специалист имеет возможность повышать свой интеллектуальный уровень без отрыва от производства, поскольку это является и его прямой обязанностью.
  • Поскольку трудовая деятельность IT-специалиста является интеллектуальной, то, благодаря тем же технологиям, он может осуществлять ее, находясь на большом расстоянии от непосредственного места работы (то есть, удаленно).
  • Нельзя не отметить востребованность профессии и достаточно высокий уровень зарплат (причем как в частном бизнесе, так и в государственной системе). Согласно статистическим данным, эта профессия отмечается ежегодным приростом заработной платы на 10-16%, которая часто выплачивается в долларовом эквиваленте.

Кроме того, все еще сохраняющийся дефицит кадров в области ИТ-технологий позволяет легко решать вопросы с трудоустройством, в то время как у специалистов других профессий поиск свободных вакансий связан с большими сложностями. Такая тенденция будет сохраняться достаточно долго, потому что подготовка специалистов в сфере обеспечения технологий пока заметно отстает от возрастающего спроса на их услуги.


Недостатки профессии IT-специалист

Не секрет, что даже самые умные машины иногда выходят из строя и требуют вмешательства человека, который способен наладить их работу - ИТ-специалиста. Ну а поскольку машины пока еще не научились определять, рабочее сейчас время или выходной, то ломаются они в любое время суток. А это значит, что такая профессия чаще всего связана с ненормированным рабочим графиком, что, конечно же, часто нарушает личные планы.

К недостаткам профессии ИТ-специалист также можно отнести постоянные и высокие умственные нагрузки, что отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии и нормальных функциях нервной системы. Поэтому, выбирая профессию, человек должен уметь правильно организовать режим труда и отдыха, несмотря на ненормированный график.

Не стоит забывать и о негативном влиянии профессиональной деятельности на здоровье: постоянные и очень высокие зрительные нагрузки требуют внимательного отношения к органам зрения, а "сидячий" образ жизни часто приводит к проблемам с лишним весом и опорно-двигательным аппаратом.

Где можно получить профессию IT-специалист?

Российский институт профессионального образования "ИПО" - проводит набор учащихся на получение . Обучение в ИПО - это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 200+ курсов обучения. 8000+ выпускников из 200 городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

.

Лучшим высшим учебным заведением, "кузницей кадров" в сфере информационных технологий считается Московский технический университет связи и информатики, у которого имеется два филиала. Диплом этого учебного заведения признается во всем мире, а профессию IT-специалиста в нем можно получить по пятнадцати программам.

На основании ряда исследований был составлен международный рейтинг лучших вузов России, выпускающих IT специалистов (специалистов по информационным технологиям).

Часть 1. Международные рейтинги

Информацио́нные техноло́гии (ИТ, также - информационно-коммуникационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов, приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных, ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации.

Специалистов в области информационных систем и технологий часто называют ИТ- или IT-специалистами.

ИТ-индустрия – крайне динамичная сфера деятельности современного общества. Цифровые технологии затрагивают все аспекты жизни человека. Динамика развития ИТ-отрасли настолько быстрая, что университетам крайне сложно подготовить современного высококвалифицированного специалиста.

Целые направления ИТ могут устаревать еще во время учебы в вузе. В этих условиях подготовка высококвалифицированных кадров является важным и актуальным вопросом как для ИТ отрасли в частности, так и для всего человечества в целом.

Данное исследование было проведено в целях оценки востребованности выпускников различных университетов и определения качества образования в российских вузах, осуществляющих подготовку специалистов по направлению «Информационные технологии» .

Исследование содержит обзор различных вопросов функционирования российского высшего профессионального образования в сфере ИТ, основные тенденции, анализирует различные рейтинги вузов, выпускающих ИТ-специалистов.

Оценка проводилась на основе количественного анализа данных открытой базы резюме российской компании интернет-рекрутмента HeadHunter . В процессе исследования было изучено более 17 000 резюме выпускников вузов в период с 2006 по 2017 года.

Основными критериями являлись:

  • зарплатные ожидания от 100 000 р. до 500 000 р.
  • опыт работы – от 1 года;
  • профессиональная сфера – информационные технологии;
  • география исследования – Россия.

В результате анализа были составлены рейтинги:

  • вузов, чьи выпускники зарабатывают больше;
  • городов с наибольшим спросом и предложением на рынке ИТ-вакансий;
  • зарплатных ожиданий ИТ-специалистов.

Динамика российского ИТ-образования

После наблюдавшегося во время финансового кризиса снижения спроса на ИТ-специалистов востребованность данных профессий начала увеличиваться. Так, начиная с 2016 года, на рынке можно заметить четкую положительную динамику роста количества вакансий. Средняя зарплата в 2016 году выросла на 8%.

Сфера информационных технологий остается второй по востребованности после продаж. Зарплаты ИТ-специалистов за 2017 год выросли примерно на 10%, а по некоторым, особенно дефицитным направлениям, рост составил до 25% и выше.

Ожидается, что в 2018 год рост востребованности ИТ-специалистов продолжится.

ИТ-сфера характеризуется быстрой сменой используемых технологий, решений и продуктов. В свою очередь, появление новых технологий влечет за собой резкий всплеск потребности в соответствующих специалистах.

Так, в 2016-2017 годах широкое распространение технологии блокчейн и криптовалют вызвало закономерное увеличение спроса на специалистов в данной области. Ситуация такова, что, например, бухгалтер по зарплате сейчас и 10 лет назад – это один и тот же человек, лишь немного сменивший инструменты, а в сфере ИТ 5 лет назад одних вакансий не существовало, при этом другие - наоборот - перестали быть актуальными к 2018 году.

Не отстают от Российских вузов и вузы в наших бывших союзных республиках. Особенно сильные позиции занимает Украинская IT школа, среди которой выделяется Харьковский национальный университет радиоэлектроники , выпускающий высококвалифицированных специалистов в IT сфере ().

К столь бурным изменениям на рынке с трудом успевают приспособиться образовательные программы классических вузов. Однако положение дел не так уж и плачевно. Если сравнивать с концом 90-х – началом 2000-х годов, когда происходила массовая компьютеризация, а качественного образования в области ИТ еще практически не было, сейчас ситуация значительно улучшилась.

Так, в 2015 году были внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, согласно которым в государственных компаниях начали действовать профстандарты, регламентирующие уровень образования сотрудника.

Это означает, что на позицию инженера-программиста в госкомпанию не устроится юрист или инженер-химик по образованию, даже если его опыт в программировании будет значителен.

Более того, на сегодняшний день, российские вузы существенно улучшили качество образования. Сразу 8 российских вузов в 2017 году вошли в международный предметный рейтинг QS Computer Science & Information Systems .

Причем, МГУ им. Ломоносова вошел в топ-100 мировых вузов по этому направлению, заняв 48 место. Также, авторитетный мировой рейтинг The Times Higher Education World University Rankings 2018 по направлению Computer Science содержит большое количество российских вузов.

Российские университеты в мировых предметных рейтингах вузов, 2017 - 2018 гг.

Место в рейтинге по версии "QS Computer Science & Information Systems 2017 "

  • 401–450 Peter the Great Saint-Petersburg Polytechnic University

Место в рейтинге по версии "THE Computer Science 2018 "

  • 194 Lomonosov Moscow State University
  • 251–300 Moscow Institute of Physics and Technology
  • 301–350 Tomsk Polytechnic University
  • 351–400 Higher School of Economics
  • 401–500 Kazan Federal University
  • 401–500 National Research Nuclear University MEPhI
  • 401–500 Novosibirsk State University
  • 401–500 Saint Petersburg State University
  • 501–600 ITMO University
  • 501–600 Tomsk State University

Российские программисты, а в последние годы и «российские хакеры» - общемировой бренд. Последние шесть лет кубок чемпионов по командному программированию ACM ICPC уезжал в Санкт-Петербург, - то в Университет ИТМО, то в СПбГУ.

Стоит отметить, что в российском научно-образовательном сообществе уже сегодня рассматриваются различные варианты ИТ-профессий будущего. Так, исследование «Атлас новых профессий» дает долгосрочный прогноз востребованных профессий в сфере информационных технологий.

ИТ – одна из наиболее быстро развивающихся сфер экономики. Происходящие в ней изменения открывают новые и, на первый взгляд, фантастические возможности и в других областях – например, в проектировании, транспортировке, управлении людьми и ресурсами, маркетинге и образовании.

Стоит отметить, что с момента выхода исследования в 2015 году часть из описанных в нем профессий уже встречается в практике бизнеса. Среди таких профессий - ИТ-аудитор, дизайнер интерфейсов, разработчик Big Data.

Прогноз новых ИТ-специальностей, которые появятся в ближайшем будущем

Быть IT-специалистом сегодня не только почетно, но и выгодно!
Качество образования, получаемого специалистами, имеет прямую связь с уровнем развития и грамотностью применения информационных технологий.

Для получения образования необходим не просто процесс передачи знаний, надо передавать еще умения и навыки, причем делать это систематически. Те, кто передает знания, умения и навыки, должны быть людьми грамотными во всех отношениях.

Система высшего образования является хоть и не единственной, но на данный момент официально доминирующей базовой частью российской системы подготовки молодого поколения высококлассных IT-специалистов. В России с IT работает более 270 ВУЗов. На сегодняшний день IT специалист довольно востребованная профессия. Основным направлением на рынке IT является «Программирование, разработка». Также достаточно популярны направления – «Управление проектами», «Инженеры», «Системная интеграция» и «Поддержка, Helpdesk».

Какие же университеты и институты готовят профессиональных IT-специалистов?

На основании анализа крупнейшей базы данных SuperJob и актуальных рейтингов ВУЗов РФ, в том числе подготавливаемых ежегодно РА Эксперт, был составлен рейтинг среди ВУЗов, которые выпускают более востребованных и высокооплачиваемых IT специалистов¹. По данным сайта можно выделить 33 российских ВУЗа, производящих подготовку IT специалистов:

  • МГУ — Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
  • МИФИ — Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
  • МФТИ — Московский физико-технический институт (государственный университет)
  • НГУ — Новосибирский государственный университет
  • МГТУ им. Баумана — Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана
  • МИЭМ — Московский государственный институт электроники и математики «МИЭМ» (технический университет)
  • НГТУ — Новосибирский государственный технический университет
  • ННГУ — Нижегородский государственный университет им. Лобачевского (национальный исследовательский университет)
  • СпбГУ — Санкт-Петербургский государственный университет
  • УрФУ — Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н.Ельцина
  • СГТУ — Саратовский государственный технический университет
  • УГАТУ — Уфимский государственный авиационный технический университет
  • КФУ — Казанский (Приволжский) федеральный университет
  • МАИ — Национальный исследовательский университет Московский авиационный институт
  • МИЭТ — Национальный исследовательский университет Московский институт электронной техники
  • НГТУ — Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева
  • МЭИ — Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт
  • ОГУ — Оренбургский государственный университет
  • ПГУ — Пензенский государственный университет
  • ВолгГТУ — Волгоградский государственный технический университет
  • СпбГПУ — Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
  • ТулГУ — Тульский государственный университет
  • ИжГТУ — Ижевский государственный технический университет
  • ВлГУ — Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
  • МГТУ МИРЭА — Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики
  • РГРТУ — Рязанский государственный радиотехнический университет
  • КНИТУ им. Туполева — Казанский государственный технический университет им. А.Н.Туполева
  • СпбГЭТУ «ЛЭТИ» — Санкт-Петерубургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И.Ульянова (Ленина)
  • ВГТУ — Воронежский государственный технический университет
  • МГУПИ — Московский государственный университет приборостроения и информатики
  • МИИТ — Московский государственный университет путей сообщения
  • СпбГУАП — Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
  • СпбГУ ИТМО — Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий

Данные ВУЗы готовят специалистов по следующим специальностям:

  • Информационные системы.
  • Информационные технологии.
  • Моделирование и исследование операций в организационно-технических системах.
  • Прикладная математика.
  • Прикладная информатика.
  • Компьютерная безопасность.
  • Вычислительные машины, комплексы, системы и сети.
  • Автоматизированные системы обработки информации и управления.
  • Системы автоматизированного проектирования.
  • Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.
  • Организация и технология защиты информации.
  • Комплексная защита объектов информатизации.
  • Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем.
  • Информационная безопасность телекоммуникационных систем.

В таблице представлены данные заработной платы IT-специалистов трудоустроившихся по специальности:

Квалифицированный IT-специалист сейчас – на вес золота.

¹ Портал SuperJob

Ковальчук Татьяна
Рекрутинговая компания AVICONN
Консультант по подбору персонала

» представила рейтинг российских университетов, которые готовят специалистов для софтверной отрасли. Впервые рейтинг был составлен в 2014 году на основе опроса российских разработчиков программного обеспечения за 4 года (с 2011-го по 2014-й).

Вузы ранжируются по количеству упоминаний софтверными компаниями конкретных университетов в качестве источников пополнения своего штата новыми кадрами. При проведении опроса в рамках ежегодного исследования «Руссофт» респонденты отвечали на вопрос о вузах, выпускники которых пользуются наибольшим спросом среди ИТ-предприятий региона. Поскольку крупные компании имеют центры разработки в различных городах, то они назвали университеты не только того города, в котором расположен головной офис (как правило, это Москва или Петербург), но и вузы других городов.

По методологии рейтинга, одна компания может принять участие в рейтинге только одним голосом, независимо от своего штата сотрудников. Давать больше голосов крупным компаниям не имеет смысла, потому что в этом случае на вершине рейтинга будут находиться только вузы Москвы, где сосредоточены крупнейшие компании России . Затем будут следовать университеты Санкт-Петербурга и так далее в зависимости от того, насколько крупный город представлен в опросе и сколько от него участвовало компаний. Полученный такими образом рейтинг будет еще менее отражать реальное положение дел. Применение методики одного голоса от одной компании также не является идеальным, но все же позволяет считать имеющееся ранжирование вполне объективным, хотя и с некоторыми оговорками.

Еще большая уверенность в объективности появляется, если сравнивать вузы одного города, если он представлен в опросе не менее чем 10-ю компаниями. К таким городам относятся Москва , Петербург, Новосибирск , Томск и Челябинск .

Поскольку исследование ежегодно охватывало более 130 компаний (в 2017 г. - 152), а каждый год состав участников менялся на 70-80%, итоговый рейтинг за 4 года отражает мнение более 300 работодателей, представляющих софтверную отрасль России.

Всего в качестве лучших за 7 последних лет упомянуто 119 вузов России, но большинство из них имеет не более одного голоса. При наличии у вуза двух голосов за несколько лет также сложно делать какие-то выводы о качестве подготовки студентов конкретного университета, но мы все же решили в новой версии рейтинга учитывать вузы, получившие хотя бы 2 оценки от работодателей. Это сделано для того, чтобы вузы, не относящиеся к ведущим, были на виду и имели стимул для продвижения наверх. В результате, полный рейтинг-2017 состоит из 51 университета, а не из 19, как в предыдущей его версии.

Место в 2017 году Место в 2014 году Название вуза Количество упоминаний в 2014-2017 годах Лига
1 2 Московский государственный технический университет им.Баумана 72 Лига A
2 1 Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) 69
3 5 Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 66
4 4 Московский государственный университет 64
5 3 Санкт-Петербургский государственный университет 63
6 6 Московский физико-технический институт 41 Лига B
7 7 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет 37
8 8-9 Новосибирский государственный университет 31
9 8-9 Московский инженерно-физический институт 27
10 10 Новосибирский государственный технический университет 22
11 11 Южный федеральный университет 20
12 >19 Томский политехнический университет 15 Лига C
13 12 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения 14
14 >19 Томский государственный университет 14
15-16 15-19 Ижевский государственный технический университет 12
15-16 >19 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники 12
17 >19 Пензенский государственный университет 9 Лига D
18-20 13-14 Воронежский государственный университет 7
18-20 >19 Южно-Уральский государственный университет 7
18-20 >19 Челябинский государственный университет 7
21-24 15-19 Национальный исследовательский технологический университет (Московский институт стали и сплавов) 6
21-24 15-19 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина 6
21-24 15-19 Белгородский государственный университет 6
21-24 >19 Ульяновский государственный технический университет 6
25-27 13-14 Омский государственный технический университет 5
25-27 >19 Донской государственный технический университет 5
25-27 >19 Высшая школа экономики 5
28-33 15-19 Московский государственный институт международных отношений 4 Лига Е
28-33 >19 Самарский государственный аэрокосмический университет (Куйбышевский авиационный институт) 4
28-33 >19 Казанский (Приволжский) Федеральный Университет 4
28-33 >19 Нижегородский государственный технический университет (НГТУ) 4
28-33 >19 Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ) 4
28-33 >19 Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича 4
34-41 >19 Удмуртский государственный университет 3
34-41 >19 Московский Государственный Строительный Университет 3
34-41 >19 Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева 3
34-41 >19 Московский энергетический институт 3
34-41 >19 Поволжский государственный технологический университет (Йошкар-Ола) 3
34-41 >19 Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского 3
34-41 >19 Рязанский государственный радиотехнический университет 3
34-41 >19 Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова 3
42-51 >19 Ульяновский государственный университет 2
42-51 >19 Алтайский государственный технический университет 2
42-51 >19 Балтийский государственный технический университет «Военмех» 2
42-51 >19 Владимирский Государственный Университет 2
42-51 >19 Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения 2
42-51 >19 Омский государственный университет имени Ф.М.Достоевского 2
42-51 >19 Московский государственный университет экономики, статистики и информатики 2
42-51 >19 Вятский государственный университет 2
42-51 >19 Вологодский государственный университет 2

Лидеры и значимые перестановки

На самой вершине рейтинга произошла рокировка: со второго места на первое поднялся Московский государственный технический университет им.Баумана, сместив на позицию ниже Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). Однако разница между ними незначительная и находится в пределах погрешности.

Существенный отрыв имеется только между университетами, занимающими соответственно 5-е и 6-е места. Поэтому можно вполне уверенно говорить о пятерке ведущих вузов, которые находятся примерно на одном уровне (в предыдущей версии рейтинга таким образом можно было выделить первые 7 университетов).

В первой пятерке можно отметить переход с 5-го на 3-е место Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, что вряд ли является случайным. Этот вуз демонстрирует свое развитие по различным направлениям, что должно сказаться и на качестве подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей.

С 6-го по 11-е место университеты расположились парами, если судить по близости показателя частоты упоминания работодателями. По сравнению с предыдущей версией рейтинга все они сохранили свои позиции.

Стоит отметить появление во второй двадцатке трех университетов Томска (у них незначительное отличие количества упоминаний, а потому их можно отнести к одной категории), Пензенского и Челябинского государственных университетов, а также Южно-Уральского государственного университета (Челябинск). Такой подъем связан с более активным участием в опросе 2017 г. компаний Томска, Челябинска и Пензы. Если бы они также были активны в предыдущие три года, то их позиции могли бы быть еще выше. Можно сказать, что университеты этих городов теперь заняли примерно те места, которые они заслуживают, потому что в Томске и Челябинске функционирует не менее 100 софтверных компаний (в Пензе их чуть поменьше - 30-40).

Известно, что в Татарстане также много компаний разработчиков программного обеспечения. Однако нам пока не удалось в полной мере охватить компании этой республики своим ежегодным опросом, хотя были попытки подключить к исследованию местные институты развития. Из-за невысокого представительства компаний республики самые высокие позиции в рейтинге (28-33 место) из вузов Казани занимает Казанский (Приволжский) Федеральный Университет. Скорее всего, позиции вузов столицы Татарстана должен быть выше.

Необходимо отметить, что в некоторых регионах сосредоточено не так много софтверных компаний, что не позволяет местным университетам набрать достаточное количество рейтинговых баллов. Тем не менее, качество образования в них находится на достаточно высоком уровне.

Также, некоторые вузы могут готовить высококлассных специалистов, но значительно уступать конкурентам по количеству выпускников, идущих работать в софтверные компании региона, поскольку их выпускники идут в другие отрасли российской экономики. Известно, что из всех работающих программистов на софтверные компании приходится 25-30%, а остальные работают в других ИТ-компаниях или в ИТ-департаментах различных предприятий, организаций и государственных структур. Таким образом, востребованность софтверными компаниями выпускников того или иного вуза не всегда на 100% отражает качество их подготовки, хотя наличие в каком-то городе массы грамотных специалистов с хорошим университетским образованием предусматривает то, что в этом городе должны быть и успешные софтверные компании.

2014: Данные Руссофт

В рамках собственного ежегодного исследования Ассоциация производителей программного обеспечение НП «РУССОФТ » составила в ноябре 2014 года рейтинг российских университетов, определив уровень успешности подготовки ими ИТ-специалистов.

Ранжирование осуществлялось по количеству упоминаний софтверными компаниями конкретных университетов в качестве источников пополнения штата новыми кадрами в течение последних 4 лет.

При проведении опроса респондентов просили перечислить вузы, выпускники которых пользуются наибольшим спросом среди ИТ-предприятий того региона, в котором находятся опрошенные компании.

Поскольку исследование ежегодно охватывало не менее 130 компаний, а каждый год состав участников менялся на 70-80%, итоговый рейтинг отражает мнение более 300 работодателей, представляющих софтверную отрасль России.

Всего в качестве лучших упомянуто за 4 года более 100 вузов России, но большинство из них имеет не более одного голоса.

Поскольку разработчики программного обеспечения сосредоточены в Москве и Петербурге, то в TOP-10 попало по 4 университета из этих двух крупнейших российских городов. Еще два вуза в первой десятке представляют Новосибирск.

Лучшим университетом, по версии Ассоциации «РУССОФТ», стал Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО). Однако его отрыв от занимающих второе и третье место Московского государственного технического университета им.Баумана (МГТУ) и Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) не очень большой.

TOP-10 российских университетов по результатам опроса софтверных компаний за 4 последних года, количество упоминаний.

  1. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий , механики и оптики 82
  2. Московский государственный технический университет им.Баумана 77
  3. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет 56
  4. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет 47
  5. Новосибирский государственный технический университет 19

Первое место НИУ ИТМО закономерно, поскольку в некоторых других рейтингах он находится на той же позиции не только в России, но и в мире.

Глобальное лидерство этот университет сохраняет последние 15 лет по результатам выступления его команд в студенческом чемпионате мира по программированию. Это единственный вуз, который является пятикратным абсолютным чемпионом самых престижных соревнований программистов.

Кроме того, один из участников опроса, пермская компания «ПРОГНОЗ», ранжировала университеты по показателю соотношения средней заработной платы по ИТ-отрасли в регионе и стоимости обучения в вузе. По этому показателю НИУ ИТМО также оказался на первом месте.

Наконец, Санкт-Петербургский университет ИТМО находится среди лидеров в России еще по одному показателю - доле выпускников, которые устроились на работу по полученной в вузе специальности (76%). В подавляющем большинстве вузов, которые готовят специалистов в области разработки ПО, эта доля намного меньше - в районе 50%.

В некоторых регионах сосредоточено не так много софтверных компаний, что не позволяет местным университетам набрать достаточное количество рейтинговых баллов. Тем не менее, качество образования в них может быть на достаточно высоком уровне.

Также, некоторые вузы могут готовить высококлассных специалистов, но значительно уступать конкурентам по количеству выпускников, идущих работать в ИТ-компании.

Таким образом, востребованность выпускников того или иного вуза не всегда на 100% отражает качество их подготовки.

Исследование «РУССОФТ» показало, что в 2013 году значимость работы университетов для опрошенных компаний еще более возросла.

Во-первых, до 54% увеличилась доля компаний, сотрудничающих с вузами в рамках различных совместных программ. Ранее, за предыдущие 4 года, данный показатель уменьшился с 58% до 47% (снижение началось после мирового финансового кризиса).

Во-вторых, доля выпускников университетов в общем количестве принимаемых на работу выросла в 2013 г. с 4,6% до 8,4%. Исследование рекрутингового портала Superjob.ru выявило аналогичные тенденции для всей российской экономики: работодатели с каждым годом охотнее принимают на работу молодых людей, которые только что окончили вуз.

2013: Планы создания Центров прорывных ИТ-исследований в России

Инициатива властей

В мае 2013 г. в ходе расширенной коллегии Минкомсвязи глава ведомства Николай Никифоров сообщил о том, что на базе существующих российских вузов и НИИ планируется создать до 50 центров прорывных исследований в области информационных технологий.

Объем необходимого финансирования центров власти оценили до 4 млрд руб. на пять лет, а осуществлять его было предложено путем выделения отдельного блока по направлению ИТ в федеральной целевой программе «Кадры», рассчитанной на 2014-2020 гг.

Похожие публикации